Проект "Знакомьтесь, судебная система!"

     Указом Президента РФ от 1 июня 2012 год № 76 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы – дружественное детям правосудие» определена программа, направленная на повышение правовой грамотности подрастающего поколения, воспитание уважения к праву, к закону, к суду, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений c детьми и подростками, разрешение конфликтных ситуаций.

       В целях реализации данного документа в 2012 году по инициативе Кировского районного суда г. Новосибирска совместно с Управлением образования администрации Кировского района г. Новосибирска по правовому образованию школьников Кировского района г. Новосибирска был разработан и принят проект «Знакомьтесь, судебная система», в основе которого лежит учебная правовая программа старшеклассников при участии судей нашего суда.

      Ежегодно на весь учебный год совместно с руководством учебных учреждений, педагогами-организаторами, судьями Кировского районного суда планируются мероприятия, направленные на формирование правовой культуры и правопослушное поведение несовершеннолетних учащихся. 

     Для реализации проекта была определена экспериментальная площадка по правовому образованию – гимназия №7 «Сибирская», где наряду с вышеназванными вопросами в проекте обращалось самое серьезное  внимание профориентации – поступлению учащихся-выпускников на юридические отделения вузов.

       Целями и задачами данного проекта является отработка жизненно важного умения грамотно защищать свои права, разрешать конфликтные ситуации, используя законодательные механизмы; осмысление роли суда, его структурных подразделений; знакомство с разнообразием юридических профессий; формирование отношения к российской судебной системе и к судебному способу защиты прав; воспитание уважительного отношения к суду, к закону.

       В ходе реализации мероприятий проекта были использованы как традиционные формы подачи информации, такие как лекция (беседа), экскурсии в суде, так и интерактивные – постановочные игровые судебные процессы, уроки правосудия (т.н. имитационные игры), уроки криминалистики (практическое изучение дактилоскопирования, спецсредств, используемых в работе следователями) и др . Особое внимание уделяется работе с «трудными подростками», для данной категории несовершеннолетних осуществляются дополнительные мероприятия.

      Так, для учащихся 8 – 11-х классов были запланированы и проведены лекции судьями С.С. Полуэктовым, Н.А. Ноздриной, А.Ю. Бегуненко на темы: «Неотвратимость наказания», «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних», «Система правосудия в отношении несовершеннолетних», «Наркотики и преступления живут рядом», «Угон – что это? Шалость или преступление?» и другие.

       Особое место в проекте занимал вопрос «Гражданские права несовершеннолетних», поскольку в своей судебной практике каждый суд должен в максимальной степени защищать права и интересы ребенка.

       В этом направлении большая профилактическая работа по изучению действующего гражданско-семейного законодательства была проведена бывшим судьей районного суда Ю.Ю. Грибановым (ныне судьей Новосибирского областного суда) с социальными психологами, педагогами, учащимися общеобразовательных школ Кировского района, где на встречах обсуждались вопросы судебной практики по спорам о праве несовершеннолетних на жилое помещение в случае расторжения брака и раздельного проживания родителей, о лишении родительских прав, об определении места проживания ребенка с одним из родителей и другое.

     Напрашивается вопрос, может ли суд оказать какое-либо влияние на правовое семейное воспитание подрастающих граждан России – будущих родителей?

      Ответ на этот вопрос призван был дать урок правосудия по лишению родительских прав – уникальное мероприятие, имитационная игра, подготовленная школьниками старших классов под руководством судей-цивилистов суда, воссоздающая в деталях судебное разбирательство, основанное на реальных событиях, по лишению родительских прав в отношении пьющей и нигде не работающей горе-матери, поскольку такие факты присутствуют в нашей жизни, рассматриваются судами.

      Данный игровой процесс прошел в зале судебного заседания  Кировского районного суда г. Новосибирска, где роли истца, ответчицы, судьи, адвоката, свидетелей были исполнены  учащимися 11-х классов.

      По сценарию суду предстояло рассмотреть факт ненадлежащего воспитания матерью трехлетнего сына, который упал с седьмого этажа дома, за жизнь которого боролись медики, но спасти малыша не удалось.

      В итоге состязательного процесса, защиты и обвинения, хронически пьющая гражданка, была лишена родительских прав, с нее были взысканы алименты.

       Цель этого урока правосудия – познакомить ребят с правовыми аспектами житейской ситуации, последствиями неисполнения обязанностей родителями.  Нами были организованы предварительные встречи с судьями –  старшеклассники побывали на процессах по рассмотрению гражданских дел, прочувствовали атмосферу судебного состязания, принятия порой непростых судебных решений.

     Актуальное значение в реализации проекта занимают профилактические мероприятия по предупреждению, устранению фактов, влияющих на правонарушения, преступность несовершеннолетних.

       В этом направлении проводятся экскурсии в суде, встречи, занятия с «трудными подростками» 7 – 11-х классов, учащиеся посещают  судебные заседания, где рассматриваются уголовные дела по различным категориям преступлений, по окончании которых обсуждаются вопросы за круглым столом, при участии государственных обвинителей, адвокатов, судей.

     В январе 2015 года судьей Кировского районного суда С.С. Полуэктовым совместно с преподавателем кафедры уголовного права и криминологии Новосибирского государственного университета экономики и управления для учащихся  8 – 11-х классов гимназии №7 была проведена лекция-беседа на тему «Сбор доказательств, следов преступления, неотвратимость наказания» с демонстрацией выездного набора следователя со специальными средствами, предназначенными для сбора, фиксации доказательств, с возможностью проведения дактилоскопирования самими учащимися, к чему был проявлен особый интерес присутствующих.

     Эффективность индивидуальной профилактической работы с детьми, преступившими закон, достаточность мер по социализации и реабилитации детского населения – залог безопасности страны, о чем свидетельствуют социологические исследования.

     Следует отметить, что за прошедшие пять лет сократилось число осужденных несовершеннолетних в Кировском районном суде в два раза, при этом по судебным процедурам в суде, проводимым по обвинению несовершеннолетних,  как правило, ставится задача по обеспечению воспитательного значения, возможность проведения примирения, назначение принудительных мер воспитательного воздействия, направление писем в соответствующие инстанции по защите прав несовершеннолетнего подсудимого, оказание правовой помощи его семье (при необходимости).

     В соответствии с международными нормами права несовершеннолетний правонарушитель, преступник рассматривается не как объект уголовной репрессии, а как субъект для реабилитации, ресоциализации.

     Этому пониманию, а также роли суда в становлении формирования личности несовершеннолетних, выбору учащихся профессии юриста, обозначены проводимые судом и учебными учреждениями мероприятия по проекту.

    Так, учитывая данные, статистику общественной значимости незаконного оборота, распространения наркотических средств по городу Новосибирску, Кировскому району г. Новосибирска, случаи отравления наркотическими, психотропными средствами, курительными смесями, в рамках названного проекта «За здоровый образ жизни!» в 2015 году прошли встречи судей Кировского районного С.С. Полуэктова, Н.А. Ноздриной, представителя ГБУЗ «Новосибирский областной наркологический диспансер» Г.И. Седышевой с учащимися 8 – 11-х классов школ района, где обсуждались вопросы о видах административной, уголовной ответственности за совершение правонарушений, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств, курительных смесей, о действиях, направленных на борьбу с этим злом, а также о вреде здоровью, последствиях при употреблении этих веществ, своевременности обращения за квалифицированной медицинской помощью. Учащиеся побывали на судебных процессах по преступлениям, связанным с незаконным приобретением, хранением, сбытом наркотических средств, узнали, какова уголовная ответственность за эти преступления.

       Тема вызвала живой интерес у учащихся, поскольку затрагивает одну из наиболее значимых проблем современного общества, освещает юридические и медицинские аспекты для лиц, преступивших закон.

       По этой же тематике не случайно был подготовлен и проведен урок правосудия 18 мая 2015 года в гимназии №7, на котором присутствовали ученики   9 – 11-х классов.

      До начала игрового судебного заседания перед учащимися, педагогами выступили доцент кафедры психологии и психиатрии Новосибирского медицинского университета К.И. Ли, старший оперуполномоченный УФСКН РФ по Новосибирской области А.С. Пауль, которые рассказали, как противостоять курительным смесям и наркотикам и какие меры предпринимаются по ликвидации наркосбытчиков, наркоторговцев.

      Другой урок правосудия был посвящен также одной из актуальных проблем – соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. В форме игрового процесса учащимися 11-х классов был представлен вниманию школьников судебный игровой процесс по обвинению лица в совершении преступления, связанного с правилами безопасности дорожного движения, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью.

      Проведение уроков правосудия в форме игровых процессов вызывает огромный интерес у учащихся: действующие лица вживаются в образы служителей Фемиды и, занимая свои процессуальные места, на собственном опыте испытывают, что такое процедура судебного разбирательства, каков регламент работы судебного заседания, какова позиция защиты, обвинения, виновен ли подсудимый и какое он заслуживает наказание и т.д.

       При обсуждении «обвинительных приговоров», согласно которым «осужденные» были признаны виновными в совершении преступлений, учащиеся единодушно признали справедливость приговоров. При этом они считают практику таких правовых уроков очень полезной, поскольку, по утверждению одной из выступавших школьниц, следует, что со всем можно в жизни столкнуться, а так как они уже ознакомлены с работой суда, то страха суд не вызывает, так как стало понятно, что только в суде можно разрешить возникшие правовые споры, добиться справедливого решения.

       Проект «Знакомьтесь, судебная система!» имеет поддержку не только со стороны администрации Кировского района, но и в правоохранительных органах города и области, о чем свидетельствует присутствие на всех его значимых мероприятиях заместителей главы администрации Кировского района Д.А. Юданова, Е.А. Носковой, начальника Управления образования администрации Кировского района г. Новосибирска И.А. Куриловой,  представителей УФСКН по Новосибирской области, УГИБДД МВД России по Новосибирской области, Новосибирского медицинского университета, руководства и педагогов школьного учреждения, а также журналистов региональных СМИ.

       Реализация мероприятий по проекту «Знакомьтесь, судебная система» способствует в первую очередь повышению доверия общества к судебной системе в целом, делает ее более открытой и прозрачной, формирует к суду позитивное общественное отношение, о чем неоднократно в своих выступлениях говорит Председатель Верховного суда Российской Федерации В.М. Лебедев, что  «общество вправе и должно высказывать свое мнение о деятельности судов и судей, при этом деятельность судей должна быть открыта».

      Ежегодно по завершении учебного правового года в торжественной обстановке активным участникам проекта вручаются благодарности от имени председателя Кировского районного суда г. Новосибирска, подводятся итоги поступления выпускников гимназии №7 за предыдущие годы на юридические факультеты вузов, а их немало – 27, что даёт уверенность в необходимости и  полезности реализации указанного проекта.

 

     17 мая 2016 года в актовом зале МАОУ Гимназии №7 «Сибирская» Кировского района г.Новосибирска в рамках проекта «Знакомьтесь, судебная система!» состоялся открытый урок правосудия – игровой процесс, подготовленный учащимися-старшеклассниками по рассмотрению уголовного дела в отношении лица, обвиняемого в незаконном хранении и приобретении наркотических средств в крупном размере, основанного на реальных событиях уголовного дела.



      Игровой процесс был проведен с соблюдением всех требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в актовом зале гимназии, где присутствовали учащиеся 9 – 10 классов, педагоги, директор гимназии, судья Новосибирского областного суда Башарова Ю.Р., судья Кировского районного суда г.Новосибирска Полуэктов С.С., заместитель главы администрации Кировского района г.Новосибирска Юданов Д.А., представитель отдела образования администрации Кировского района г.Новосибирска Талышинская И.А.