Постановление XII Конференции судей Новосибирской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ХII Конференции судей Новосибирской области.

 

12 мая 2017 года                                                                                                    г. Новосибирск

          Заслушав приветствия заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Бурда Л.Е., Председателя Законодательного собрания Новосибирской области Шимкива А.И., первого заместителя Губернатора Новосибирской области Петухова Ю.Ф., заместителя мэра города  Новосибирска Захарова Г.П., председателя Новосибирского областного суда Шатовкиной Р.В., председателя Арбитражного суда Новосибирской области Козловой Е.П., председателя Западно-Сибирского окружного военного суда Красько А.А., председателя Новосибирского областного суда в отставке и председателя Совета ветеранов Литвинского В.П.,  заслушав и  обсудив доклады председателя Совета судей Новосибирской области  Петруниной И.Н. «О работе Совета судей Новосибирской области  в 2013-2017 годах», доклады председателя Квалификационной коллегии судей Новосибирской области  Кармановой С.А. и председателя  Экзаменационной комиссии Новосибирской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи Остроумова А.Б. о работе в 2013-2017 годах,  Конференция отмечает следующее:

            В 2013-2017 годах судами  и органами судейского сообщества  Новосибирской области  продолжена работа  по реализации положений  Федеральной целевой программы  «Развитие  судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденной  Постановлением Правительства  Российской Федерации от 27  декабря 2012 года №1406, Постановления VIII Всероссийского съезда  судей  от  19 декабря 2012 года.   

             Судами  и органами судейского сообщества  Новосибирской области  ведется  работа  по обеспечению  доступности  и открытости  правосудия,  расширению  и модернизации  инфраструктуры  судов, внедрению и совершенствованию  информационно – телекоммуникационных  технологий,   повышению качества отправляемого правосудия,  сокращению сроков рассмотрения дел судами,  по формированию кадрового состава судов, распределению нагрузки на суды, а также  работа  по социальной защите и медицинскому обслуживанию  судей и членов их семей.

              В целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, Советом судей Новосибирской области 6 августа 2015 года   утверждено Положение о комиссии Совета судей Новосибирской области по этике, привлечения к дисциплинарной ответственности, по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликтов интересов во вне служебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.

           В судах общей юрисдикции и в Арбитражном суде Новосибирской области созданы и постоянно действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

         Учитывая  значимость вопроса противодействия коррупции для реализации функции правосудия и укрепления авторитета судебной власти, Конференция считает необходимым продолжить проведение в судах Новосибирской области мероприятий, направленных на популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, повышение доверия граждан к судебной системе.

           В рамках  проводимой судебной реформы  произошло объединение  Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда,  в результате которого был образован  Верховный Суд Российской Федерации.  Это положительно сказалось на укреплении  конституционных гарантий на доступ к правосудию граждан и хозяйствующих субъектов,  обеспечивает   укрепление единства  статуса  судей, единообразие судебной практики  и толкования норм права.

            Для целей формирования единообразных подходов к применению норм права, для выявления противоречий и совершенствования законодательства при Совете судей Новосибирской области предусмотрено создание Методического совета по вопросам применения и совершенствования законодательства, однако, его работа не организована.

           В связи с чем, Конференция считает необходимым  организовать работу Методического совета по вопросам применения и совершенствования законодательства при Совете судей Новосибирской  области для целей формирования единообразия судебной практики. Работа Методического совета позволит выявить и устранить противоречивые подходы к применению норм права, что будет способствовать повышению доверия граждан к суду и высокому качеству отправления правосудия.

           Одним из важнейших направлений в развитии системы судопроизводства сегодня является внедрение новых информационных технологий – системы электронного делопроизводства и документооборота, видеоконференц-связи и передачи данных, создающих необходимые условия для перехода к внедрению элементов электронного судопроизводства. Внедрение указанных технологий направлено на доступность правосудия, на сокращение сроков рассмотрения судебных дел и заявлений. Зачастую необходимую информацию для рассмотрения спора можно найти на открытых ресурсах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе, на сайтах государственных органов имеется возможность получения сокращенных данных из единых государственных реестров.

          Однако при этом, доступность судов к ресурсам в сети «Интернет» ограничена в целях обеспечения безопасности программного обеспечения по электронному делопроизводству, в связи с чем, судьи не имеют возможности своевременно получить необходимую информацию. Оперативное получение информации из общедоступных и открытых ресурсов, с сайтов в сети «Интернет» порой существенно влияет на сроки рассмотрения судебных дел, в связи с чем, считаем необходимым продолжить работу  по обеспечению возможности судьям оперативно при подготовке к судебному разбирательству или непосредственно в ходе судебного заседания обращаться к таким общедоступным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для целей получения информации, необходимой для качественного, всестороннего и своевременного отправления правосудия (например, сайт Почта России по отслеживанию отправленной корреспонденции, ресурс налоговой службы для проверки статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя, картотека арбитражных дел и другие).

              Значительную часть работы судов составляет обмен юридически значимой информацией как на этапе рассмотрения дела в суде, так и на этапе исполнения принятого судебного решения.

         В настоящее время наиболее распространенным способом межведомственного обмена информацией является направление письменных запросов, что, как правило, сопряжено с длительным ожиданием ответов на них и приводит к затягиванию судебного разбирательства.

            Необходимо создание эффективной системы электронного информационного взаимодействия судов с другими государственными органами, которое позволит сократить время информационного обмена и, следовательно, сократить общий срок рассмотрения дел в суде.

         Для указанной цели также считаем необходимым создание эффективной системы электронного информационного взаимодействия судов с другими государственными органами по обеспечению доступности судей к ведомственным информационным базам данных и единым государственным реестрам, например, для получения  данных из единого государственного  реестра недвижимости, единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрационных данных о месте жительства граждан, что также позволит сократить сроки рассмотрения споров и повысит качество отправления правосудия.

          Указанный обмен с государственными органами, а также с наиболее крупными организациями Новосибирской области  по электронному документообороту был бы эффективен и  экономичен и для целей своевременного извещения указанных органов (организаций) о дате, времени и месте рассмотрения судебных дел с их участием.

        В связи с изложенным, Конференция считает необходимым обратиться в Совет судей  Российской Федерации с просьбой организовать работу по внедрению новых информационных технологий, позволяющих обеспечить судей выделенной линией доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Совету судей Новосибирской области организовать  работу по созданию эффективной системы электронного информационного взаимодействия судов с другими государственными органами по обеспечению доступности судей к ведомственным информационным базам данных и единым государственным реестрам.

           Качество функционирования судебной системы самым непосредственным образом связано с кадровым обеспечением судейского корпуса и аппаратов судов.

          Федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 69-ФЗ усовершенствован порядок отбора кандидатов на должности судей на стадии квалификационного экзамена в соответствующих экзаменационных комиссиях.

            Конференция  отмечает, что отбор кандидатов на должности судей должен осуществляться в строгом соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Конференция обращает внимание на необходимость строгого разграничения требований, установленных законодательством в отношении кандидатов на должности судей, и установленных процессуальным законодательством обстоятельств, включая «конфликт интересов», препятствующих действующему судье участвовать в рассмотрении конкретного дела и являющихся основанием для отвода или самоотвода судьи. Смешение названных критериев является необоснованным препятствием для привлечения к судебной работе достойных и высококвалифицированных юристов, что не отвечает интересам государства и общества.

            С повышением квалификационных требований к стажу государственной гражданской службы особую остроту приобрел вопрос укомплектования аппаратов судов, от деятельности которых во многом зависит эффективность и качество правосудия.

            Одной из причин «текучести» кадров в аппаратах судов является низкий уровень заработной платы специалистов, особенно занимающих младшие государственные должности. Заработная плата таких же специалистов, работающих в других  структурах, значительно выше, чем в судах. Это приводит к тому, что выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют специалистов.

         Указанные обстоятельства не способствуют эффективному функционированию судебной системы и подготовке резерва кадров для замещения должностей судей, а также  мотивации сотрудников аппаратов судов на более высокую эффективность выполняемых функций, что особенно актуально в условиях увеличивающейся служебной нагрузки, поскольку уровень оплаты труда является не соответствующим объему работы и требованиям, предъявляемым к квалификации.

          Затянувшееся реформирование института  государственной службы усугубляет кадровое положение  в судебной системе. Закон о судебной службе, к сожалению, так и не принят.

        Для разрешения вопроса об укомплектовании аппарата судов секретарями судебного заседания считает необходимым изменить квалификационные требования к должности секретаря судебного заседания как в части стажа работы, так и в части требования о наличии законченного высшего профессионального образования.

         Так, для выполнения возложенных процессуальным законодательством на секретарей судебного заседания должностных обязанностей, наличие законченного высшего профессионального образования фактически не требуется. В связи с чем, полагаем возможным внесение изменений в статью 15 проекта Федерального закона «О государственной судебной службе Российской Федерации», утвержденный постановлением Пленума ВС РФ от 15.11.2016 № 49,  в части квалификационных требований к должности гражданской службы категории «специалисты» всех групп должностей. А до принятия указанного закона считаем необходимым внесение изменений в статью 12 Федерального закона от 27.07.2004  №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

           Также  считаем необходимым продолжить начатую работу по программе «Школа правосудия», по ознакомлению выпускников школ и ВУЗов Новосибирской области с работой судов, проведение дней открытых дверей в судах  для школьников старших классов и студентов высших профессиональных и средних профессиональных учреждений,  проведение на базе судов межвузовских олимпиад, конференций с участием судей и сотрудников аппарата судов с целью повышения интереса молодежи к работе в судах Новосибирской области и повышения престижа гражданской службы в судебной системе.

         Необходимо организовать работу по обеспечению надлежащей социальной защиты работников аппаратов судов.

            Так,  в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

            Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее - Порядок). Пунктом 4 Порядка установлено, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.

         Обязанность по организации и проведению ежегодной диспансеризации гражданских служащих аппаратов судов лежит на администрациях областных судов и на Управлении Судебного департамента в Новосибирской области как на работодателях. В настоящее время не осуществляется финансирование для целей проведения диспансеризации гражданских служащих судов Новосибирской области, диспансеризация не проводится значительное время, что является нарушением указанных положений Закона о государственной гражданской службе.

        В связи с чем, конференция считает необходимым поручить Управлению Судебного департамента в Новосибирской области, провести работу по запросу финансирования на указанные цели  и организовать прохождение диспансеризации гражданских служащих аппаратов судов в соответствии с указанным выше Порядком.

             Для качественной работы судебной системы  актуальны вопросы  повышения квалификации сотрудниками аппарата судов. Командирование сотрудников для повышения квалификации в другие города требует не только значительных финансовых затрат, но и временных, при этом места для повышения квалификации сотрудниками аппаратов судом по имеющимся программам очень ограничены и не отвечают фактическим потребностям в проведении повышения квалификации.

            В ВУЗах города Новосибирска и Новосибирской области отсутствуют необходимые программы по повышению квалификации помощников судей, секретарей судебного заседания и специалистов, тогда как для этого имеется достаточный потенциал. В связи с чем, есть необходимость в обращении Совета судей Новосибирской области к ведущим ВУЗам города, имеющим юридические кафедры с предложением разработать программы по повышению квалификации сотрудников аппаратов судов.

           Качественному отправлению правосудия способствует и укомплектованность «офиса» судьи необходимым количеством помощников судьи, секретарями судебного заседания и специалистами. Наиболее остро этот вопрос стоит в свете увеличивающейся нагрузки в мировой юстиции, должности помощников мировых судей есть, к сожалению, далеко не на каждом судебном участке.  В связи с чем, Конференция считает необходимым обратиться к Губернатору Новосибирской  области и Правительству Новосибирской области с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении штатной численности помощников мировых судей.

           На заседаниях  Совета судей  обсуждались  вопросы деятельности, материально-технического оснащения, численности аппарата мировых судей, в частности был решен  вопрос   профессиональной подготовки  вновь назначенных мировых судей. В 2013 году  возникла  острая ситуация, когда из вновь назначенных в 2011-2012 года мировых судей  20 судей не прошли профессиональную подготовку в виду отсутствия денежных средств, и как следствие не были аттестованы. Также были рассмотрены вопросы обеспечения материально-техническими ресурсами участков мировых судей, однако, взаимодействие по данному вопросу с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области не было выедено на должный уровень. Оперативно вопросы материально- технического обеспечения разрешать не всегда удавалось. В связи с чем, Конференция считает необходимым продолжить работу по заключению Соглашения о порядке взаимодействия Совета судей Новосибирской области и Управления по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области и  во взаимодействии с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области продолжить работу по размещению судебных участков мировых судей в условиях, соответствующих статусу органа судебной власти.  

        При этом также следует отметить сложную ситуацию с размещением  Мошковского, Маслянинского, Карасукского и Кочковского районных судов, они размещаются в старых зданиях, которые требуют капитального ремонта, а в некоторых случаях рассмотрение вопроса о перемещении данных судов в иные здания, отвечающие санитарным требованиям к размещению рабочих мест  и соответствующие статусу органа судебной власти.

           Полное решение указанных проблем крайне важно для эффективной реализации главной функции судей области  – своевременного и качественного  осуществления правосудия.

         Актуальным вопросом реализации статуса судей являются вопросы санаторно-курортного лечения, медицинской помощи судьям и членам их семей, а особенной остро данные вопросы стоят в отношении судей, пребывающих в почетной отставке.

             Объем денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на получение медицинской помощи, на организацию санаторно-курортного лечения судей и членов их семей, а также судей, пребывающих в отставке, не обеспечивает реальную потребность в получении медицинских услуг и организации санаторно-курортного лечения. Судьи, пребывающие в отставке, не получают компенсации за не предоставленное санаторно-курортное лечение, им не оплачивается проезд к месту отдыха и обратно. Приобретение путевок для санаторно-курортного лечения подпадает под правовое регулирование законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что приводит к невозможности своевременно получить санаторно-курортное лечение, выбрать судьям самостоятельно учреждение для прохождения лечения в соответствии с медицинскими показаниями, а также приводит к злоупотреблениям со стороны победителей конкурсов и фактическому не оказанию услуг в связи с умышленным занижением реальных цен на предоставляемые санаторно-курортными учреждениями услуги.

            Конференция считает, что наиболее рациональным и в полной мере соответствующим целям обеспечения судей санаторно – курортным лечением является установление в законе  возможности выплаты судьям в отставке компенсации за использованное санаторно-курортное лечение в пределах средней стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в Российской Федерации.

            Как альтернатива такому порядку возможно установление закупки услуг  - у единственного поставщика (статья 93 Федерального закона  от 5апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). При таком способе закупки исключаются дополнительные риски, вызванные участием в закупке посредников: возможность нецелевого использования посредниками государственных средств, выделяемых на санаторно – курортное лечение, ненадлежащего исполнения обязательств, выбор санатория без учета медицинских показаний и противопоказаний, индивидуальных особенностей лечащегося и   другие причины. Учитывая, что одной из уставных целей посредников является, как правило, извлечение прибыли, то ликвидация в необходимых случаях этого промежуточного звена исключит дополнительные и необоснованные расходы на оказание услуг посредникам из выделяемых государством средств на санаторно – курортное лечение судей. При заключении договора с непосредственным поставщиком услуг – санаторием – у заказчиков (судебных органов) при выборе санатория будет возможность учесть мнение самого судьи исходя из его индивидуальных особенностей: наличие у него основного и дополнительного диагнозов и возможность сочетания лечения этих заболеваний (такая возможность имеется не во всех санаториях), наличие у больного аллергических реакций, медицинских противопоказаний, возможность проезда к месту лечения по состоянию здоровья и пр.  Большое значение для полноценного лечения  больного имеет перечень лечебных факторов и иных характеристик  конкретного санатория. 

        Конференция полагает, что заключение договора заказчиком с непосредственным исполнителем услуг – санаторием – не может нарушить принцип конкуренции,  установленный статьей 6 Федерального закона №44-ФЗ. Это вытекает из особого характера правоотношений, возникающих при обеспечении судей санаторно–курортным лечением,  целей по оздоровлению, установленных законом.

            Согласно статьей 8 Федерального закона №44-ФЗ целью обеспечения конкуренции является выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.   Совершенно очевидно, что судья, делая выбор в пользу конкретного санатория, не будет исходить из худших условий и прежде всего качества лечения.  Таким образом, судья, как конечный потребитель услуг по санаторно–курортному лечению своим выбором санатория обеспечивает соблюдение принципа конкуренции, а с учетом мнения лечащего врача обеспечивает наиболее полную реализацию целей по оздоровлению, установленную законом.

           Полагаем, что установленный в настоящее время порядок обеспечения судей санаторно – курортным лечением, исключающий возможность выбора заказчиком с учетом мнения судьи  конкретного  санатория не соответствует основным принципам охраны здоровья, установленным статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  смыслу  Закона  Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в части санаторно–курортного лечения, не учитывает необходимость сугубо индивидуального подхода к выбору санатория.

           На основании изложенного, Конференция считает необходимым обратиться в Совет судей Российской Федерации с просьбой пересмотреть разъяснения Президиума Совета судей Российской Федерации от 3 сентября1997 года «По вопросам, возникающим в связи с применением Федеральных законов «О статусе судей в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и указать на возможность получения судьями в отставке денежной компенсации по фактически понесенным затратам на получение санаторно-курортного лечения, но не более средней рыночной стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в Российской Федерации на основании статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

             Кроме того, Конференция  считает необходимым      обратиться в Совет судей  Российской Федерации  с просьбой о подготовке  соответствующих законопроектов по изменению действующего законодательства о статусе судей  в Российской Федерации,   дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации  и  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

              Так же для обеспечения реализации названных  гарантий необходимо на законодательном уровне определить соответствующие нормативы финансирования. При этом уровень медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, исходя из единства статуса судей и установленных гарантий, должен быть единым как для действующих судей, так и для судей, пребывающих в почетной отставке, мировых судей.

         Конференция считает необходимым начать работу по организации взаимодействия с государственными органами на территории Новосибирской области, имеющими  ведомственные лечебные и санаторно-курортные учреждения, по возможности  прикрепления к таким учреждениям и пользованиями услугами судей Новосибирской области и членов их семей, а также судей, пребывающих в почетной отставке.

            Необходимо продолжить работу с победителями конкурсов на медицинское обслуживание судей и членов их семей по доступности медицинской высококвалифицированной  и высокотехнологической помощи судьям и членам из семей, а также по расширению перечня заболеваний, подпадающих под систему добровольного медицинского страхования по указанным контрактам, работу по проведению диспансеризации работающих судей.

          В настоящее время отменен ранее установленный механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегированы полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, при этом в действующем законодательстве никак не определены границы этого полномочия.

          Положение вещей могло бы помочь исправить введение мер стимулирования в виде, например, субсидирования  в приобретении жилья, разработка и введение в действие закона по созданию условий для получения судьями и работниками аппарата судов ипотечного кредита для приобретения жилья на более льготных условиях, в частности, компенсации затрат по погашению кредита; установление на уровне федерального законодателя порядка обеспечения жилыми помещениями судей и работников аппаратов судов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

            Постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 января 2009 № 63 разработана программа предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Однако указанная программа, как показала практика, работает в отношении сотрудников аппарата судов весьма ограничено. Другие программы жилищного  софинансирования для гражданских служащих аппаратов судов отсутствуют, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации.

             В связи с изложенным, предлагаем Совету судей Новосибирской области  обратиться  в Совет судей Российской Федерации с целью разработки программ для приобретения жилых помещений сотрудниками аппаратов судов, а также проработать возможности включения сотрудников аппаратов судов в имеющиеся в Новосибирской области программы по субсидированию расходов на приобретение жилья для гражданских служащих аппаратов судов.

           Закрепленное в статьях 18, 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает не только обеспеченность прав и свобод человека и гражданина правосудием, законностью и обоснованностью принятых судебных решений, но и порядком и сроками исполнения таких решений. Без исполнения вынесенных судебных актов цели правосудия не будут достигнуты, а нарушенные права и интересы граждан и организаций восстановленными.

             К сожалению, статистика показывает, что фактически по гражданским делам исполняется не более 20 % судебных актов, что является очень низким показателем.

        Исполнительное производство является завершающей стадией судебного процесса, и контролировать ход исполнения принятых решений задача судей.

           Непосредственное совершение исполнительных действий возложено на органы федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на банки, но  основная нагрузка  лежит на территориальных органах Федеральной службы судебных приставов.

          Сложившаяся практика Европейского суда по правам человека (по делу «Бурдов против России», по делу «Придатченко и другие против Российской Федерации», по делу «Марокко против Российской Федерации» и другим) привела к тому, что в российском законодательстве были введены механизмы выплаты компенсаций за нарушение права на судопроизводство и  права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок (Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ). Соответствующие положения были закреплены и в процессуальном законодательстве.

          В практике Европейского суда по правам человека существует общая позиция о том, что предел допустимой задержки исполнения судебного решения, вынесенного в пользу заявителя, зависит от таких факторов, как сложность исполнительного производства, поведение заявителя и соответствующих властей, сумма и природа (характер) присужденного судом.

           Следует дополнить этот перечень также такими обстоятельствами, как важность для заявителя, присужденного судом и общий срок исполнительного производства, которые Европейский суд по правам человека всегда анализирует в конкретных делах.

            Однако помимо частных вопросов нарушения сроков исполнения судебных актов в России, и в частности в Новосибирской области,  можно выделить общие проблемы, которые приводят к таким нарушениям и неисполнению принятых решений в разумный срок.

              Так, одной из таких причин является кадровый вопрос:

           - отсутствие должной квалификации судебных приставов-исполнителей, далеко не все они имеют юридическое образование;

             - недостаточность штата для возлагаемой нагрузки на службу судебных приставов;

             - низкий уровень заработной платы.

            Второй причиной является материально-техническая необеспеченность отделов службы судебных приставов, что также препятствует осуществлению своевременных исполнительных действий.

            Низкая квалификация сотрудников приводит к формальным, необоснованным отказам в возбуждении исполнительных производств, преждевременному окончанию исполнительного производства, необоснованным приостановлениям.

           В контексте сказанного, Конференция предлагает   избранному Совету судей Новосибирской области провести совместное совещание с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области с целью выработки путей решения сложившихся проблем исполнения судебных актов, решения вопросов повышения квалификации судебных приставов-исполнителей, материально-технического обеспечения отделов службы судебных приставов и организации электронного документооборота между судами и службой судебных приставов по вопросам исполнения судебных актов. Особенно актуально эти вопросы звучат в свете планируемого перехода на изготовление исполнительных листов в форме электронного документа.

             Учитывая вышеизложенное, ХII Конференция судей Новосибирской области

ПОСТАНОВИЛА:

         1. Принять к сведению доклады и признать удовлетворительной работу  Совета судей Новосибирской области, Квалификационной коллегии судей Новосибирской области и Экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Новосибирской области.

              2. Обратиться в Совет судей Российской Федерации с просьбой:

            - пересмотреть разъяснения Президиума Совета судей Российской Федерации от 03.09.1997 года «По вопросам, возникающим в связи с применением Федеральных законов «О статусе судей в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и указать на возможность получения судьями в отставке денежной компенсации по фактически понесенным затратам на получение санаторно-курортного лечения,, но не более средней рыночной стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в Российской Федерации, на основании ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»;

               - о подготовке  законопроектов следующего содержания:

            2.1 «Дополнить часть 5 статьи 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей  в Российской Федерации» вторым абзацем следующего содержания: «В случае приобретения путевки на санаторно-курортное лечение самостоятельно судье или судье в отставке выплачивается денежная компенсация  стоимости путевки  за счет федерального бюджета, но не более средней рыночной стоимости на санаторно-курортное лечение в Российской Федерации».

            2.2 о внесении в Федеральный закон  «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»  от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ следующих изменений: «дополнить статью 9 абзацем вторым следующего содержания: «Судье в отставке может быть выплачена денежная компенсация при предоставлении им документов, подтверждающих расходы на санаторно– курортное лечение, в размерах, не превышающих средний размер стоимости путевки в Российской Федерации».

            2.3. о внесении в Федеральный закон  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013года №44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) следующих изменений: «Дополнить часть первую статьи 93 Закона  пунктом 50 (или пунктом 28.1) следующего содержания: «При реализации права судьи на санаторно – курортное лечение, установленного пунктом 5 статьи 19 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», при наличии заявления судьи о предоставлении путевки в определенное санаторно – курортное учреждение, если при этом не нарушаются  требования статье 19  данного закона».

             2.4.   законопроекта по созданию условий для получения судьями и работниками аппарата судов ипотечного кредита для приобретения жилья на более льготных условиях, в частности, компенсации затрат по погашению кредита; установление на уровне федерального законодателя порядка обеспечения жилыми помещениями судей и работников аппаратов судов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

           2.5. по разработке единой программы осуществления медицинского обслуживания судей и членов их семей, а также разработки порядка предоставления компенсации, в случае получения медицинской помощи в лечебных учреждениях, не работающих со страховой компанией по обслуживанию судей по системе ДМС.

          2.6. по установлению на законодательном уровне научно-обоснованных норм служебной нагрузки.

          2.7. по внедрению новых информационных технологий, позволяющих обеспечить судей выделенной линией доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

              2.8  по внесению изменений в статью 15 проекта Федерального закона «О государственной судебной службе Российской Федерации», утвержденного постановлением Пленума Верховного суда  Российской Федерации от 15 ноября 2016 года № 49,  в части исключения из квалификационных требований к должности гражданской службы категории «специалисты» всех групп должностей требования о наличии высшего профессионального образования. А до принятия указанного закона по внесению изменений в статью 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года   №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в  части исключения из квалификационных требований к должности гражданской службы категории «специалисты» всех групп должностей требования о наличии высшего профессионального образования.

          3. Обратиться к Губернатору Новосибирской  области и Правительству Новосибирской области с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении штатной численности помощников мировых судей. 

           4. Поручить  Совету судей Новосибирской области:

           -организовать взаимодействие с ВУЗами Новосибирской области по разработке программ для проведения курсов повышения квалификации сотрудниками аппаратов судов Новосибирской области;

        -по включению в программы Новосибирской  области по субсидированию расходов на приобретение жилья для гражданских служащих аппаратов судов;

           -по созданию эффективной системы электронного информационного взаимодействия судов с другими государственными органами по обеспечению доступности судей к ведомственным информационным базам данных и единым государственным реестрам;

         - организовать работу с Управлением  ФССП по Новосибирской области по обеспечению своевременного исполнения судебных актов;

         - организовать работу Методического совета по вопросам применения и совершенствования законодательства при Совете судей Новосибирской  области для целей формирования единообразия судебной практики;

        - разработать и утвердить совместно с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области Соглашение о порядке взаимодействия Совета судей Новосибирской области и Управления по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области;

        - во взаимодействии с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области продолжить работу по размещению судебных участков мировых судей в условиях, соответствующих статусу органа судебной власти;

         - во взаимодействии с Управлением Судебного департамента в Новосибирской области продолжить работу по размещению судов в условиях, соответствующих статусу органа судебной власти, по организации архивов судов;

         - во взаимодействии с Управлением Судебного департамента в Новосибирской области продолжить совершенствовать работу по организации медицинского  обслуживания судей и членов их семей;

             - продолжить работу по повышению доверия граждан к судебной системе;

           - продолжить работу по организации и проведению спортивно-оздоровительных мероприятий среди членов судейского сообщества, а также во взаимодействии с Советом судей, пребывающих в почетной отставке, активизировать работу по привлечению судей, пребывающих в почетной отставке, к мероприятиям, проводимым среди членов судейского сообщества.

         5. Поручить Управлению Судебного департамента в Новосибирской области организовать прохождение диспансеризации государственных  гражданских служащих аппаратов судов в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и  Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 984н,  запросить  финансирование на указанные цели.



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.